litceymos.ru 1



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец»


«Знакомство с основами музыки»


( занятие-игра)


Педагог дополнительного образования:

Сапрыкина Татьяна Александровна


г. Губкин, 2011 г


Тема «Знакомство с основами музыки»


Цель: формирование интереса воспитанников к теории музыки.

Задачи:

- обучающая: закрепить начальные знания блока «основы теории музыки».

- развивающая: способствовать развитию мышления и общей эрудиции: логики, сосредоточенности, памяти, находчивости, внимания.

- воспитательная: воспитывать уважение в процессе игры, коммуникативные качества, ответственность, целеустремленность.


Форма занятия - занятия игра «Брейн – ринг».

Возраст обучающихся – 14-18 лет


Оборудование и материалы:

1.Электро-механическая установка «Брейн – ринг», состоящая из 2-х электросветовых блоков.

2.Часы - 1 шт.

3.Стол – 2 шт.

4.Стулья - 12 шт.

5.Мультимедийный проектор – 1 шт.

6. Компьютер – 1 шт.


Материалы для работы: листы формата А-4, ручки, бейджики с именами участников игры, ведущего, 2-х экспертов, грамоты.

Дидактический материал: карточки с текстом для организации команд, вопросы 3-х туров, слайдовая презентация.

План работы занятия:


  1. Введение в ситуацию занятия

  2. Постановка темы и цели занятия

  3. Повторение хода игры

  4. Повторение правил пользования электро-механической установкой

  5. Проведение 2-х туров

  6. Музыкальная пауза
  7. Проведение 3 тура


  8. Подведение итогов игры и занятия.


План-конспект занятия-игры

1. Введение в ситуацию занятия

Педагог. Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами поговорим языком игры «Брейн – ринг» о музыкальном искусстве, точнее ее законах. Вспомним то, что знаем, познакомимся со многими новыми музыкальными понятиями, без которых невозможно войти в загадочный мир музыки.

Для этого я попрошу всех присутствующих взять со стола карточку с текстом и организоваться в группы по музыкальным инструментам оркестра. Организация участников игры по 3 человека в команде.

Кто первым организовал группу, тот проходит к игровому столу. Так формируется последовательность игроков двух туров. Остальные команды займите места соответственно в «зрительном зале».

2. Постановка темы и цели занятия

Итак, ребята, наша игра проходит по теме «Знакомство с основами музыки» наша цель сегодня закрепить знания по теории музыки через игру.

3. Ход игры

В нашей игре 3 тура. Первый и второй – отборочные. 3 тур организуется для победителей двух предыдущих туров.

В первом и во втором турах команды должны набрать 5 очков, ответив на 5 вопросов для того, чтобы играть в третьем туре. Для обдумывания вопроса дается 45 секунд, в течение этого времени игроки должны дать ответ на вопрос.

Если ответ неправильный или был фальтстарт, то у другой команды есть 15 секунд времени для обсуждения ответа. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если обе команды дали неверный ответ, баллы не присуждаются. За правильный ответ на следующий вопрос ответившей команде дается 2 балла.

Тема вопросов - основы теории музыки, музыкальной литературы.

Эксперты назначаются из числа воспитанников старшего подросткового возраста в количестве 2-х человек.

4.Повторение правил пользования электро-механической установкой.


Вам предстоит работать с электро-механической установкой «Брейн – ринг», состоящей из 2-х электросветовых блоков. Необходимо соблюдать правила пользования, быть внимательными и спокойными во время игры. На рабочих столах не должно быть никаких предметов и информационных носителей.

Игра должна принести в первую очередь желание и стремление быстро мыслить логически, опираясь на знания, память, находчивость, сосредоточенность.

5. Проведение 2-х туров

Педагог. Уважаемые игроки первого тура и эксперты игры пройдите к своим рабочим местам. Объявляется первый тур игры. Внимание – игра! Первый вопрос…

Педагог зачитывает вопросы первого тура по мере поступления ответов команд.

Эксперты следят за правильным пользованием технической установки, временем во время подготовки группы к ответу, подсчитывают баллы команд. Игроки работают в соответствии с ходом игры.

Педагог. Уважаемые игроки команды оцените свое участие, продолжив фразу «Мы играли с интересом, …..», «Мы играли робко,..». Игроки говорят мнение о своей игре.

Самооценка воспитанников своего участия в турах проходит сразу после каждого тура игры. Мнение о том, что получилось и насколько удачно. Если нет, то почему.

Объявляется второй тур игры. Ведущий зачитывает вопросы второго тура.

По окончании 2-ого тура эксперты берут слово и объявляют количество баллов по каждой команде, таким образом, эксперты выявляют и объявляют победителей 2-х туров.

Педагог. Уважаемые игроки команды оцените свое участие, продолжив фразу «Мы играли с интересом, …..», «Мы играли робко,..». Игроки говорят мнение о своей игре.


  1. Музыкальная пауза

Педагог. Уважаемые участники и слушатели в знак признательности и поддержки игроков вашему вниманию предлагается выступление (объявляется фамилия имя и название бардовской песни).

Все желающие воспитанники из каждой команды исполняют песню из своего репертуара.


7. Проведение 3 тура

Педагог. Уважаемые победители двух туров вы приглашаетесь к участию в 3-ем туре. Прошу занять свои рабочие места. Все помнят ход игры. Объявляется третий тур игры «Брейн-ринг» по теме «Знакомство с основами музыки».

Внимание! Первый вопрос… Время пошло…

Педагог зачитывает вопросы третьего тура по мере поступления ответов команд.

По окончании 3-ого тура эксперты берут слово и объявляют количество баллов по каждой играющей команде, таким образом, эксперты выявляют и объявляют победителя 3-его тура.

Педагог. Итак, уважаемые игроки, торжественно объявляю команду-победителя игры «Брейн-ринг».

8. Подведение итогов игры и занятия.

Педагог. Ребята, вы активно и прекрасно поработали на занятии, закрепили имеющие знания и много узнали нового, попробовали выразить свою мысль и знания быстро в процессе игры. Думаю, что никто не остался в проигрыше. Но хочется отметить ребят, которые неожиданно проявили себя в этой игре с оригинальной позитивной стороны. Это….

Вы все приобрели опыт работы и обратили внимание на качества, которые необходимо развивать в себе, чтобы совершенствовать музыкальные и интеллектуальные способности.


Вопросы игры «Брейн – ринг» по теме

«Знакомство с основами музыки»


1 тур

1. Как называют знаки для записи музыкальных звуков ( нота).

2. В 18 и 19 веках самый распространенный на Руси инструмент в народе имел деревянный корпус в форме треугольника, длинным грифом и с тремя струнами. Назовите этот инструмент (балалайка).

3. Музыкальные звуки имеют свойства в отличие от немузыкальных звуков и записываются нотами.

Где записываются ноты, назовите и дайте описание ( нотоносец- пять параллельных линеечек).

4. Музыка – искусство времени. Назовите единицу измерения любого музыкального произведения независимо от размера, который показывает, сколько единиц измерения находится в такте (доля).


5. В музыке от скорости движения зависят и характер и настроение пьесы. Назовите одним словом скорость движения произведения ( темп).


2 тур


1. Музыкальные звуки бывают разные по своим свойствам.

Назовите свойство музыкального звука, от которого зависит продолжительность его звучания (длительность)

2. Во второй половине 18 века в России возникли коротенькие быстрые песенки в четком ритме двудольного такта (танца). Песенка состоит из одного куплета, повторяющегося много раз, но с разными текстами.

Тексты бывают шуточные, юмористические, сатирические и т.д.

Как называется вид песни? (частушка)

3. Струнный щипковый инструмент, название которого происходит от древнегреческого слова «кифара». Этим словом называли по преимуществу все инструменты, имевшие кузов, ручку, струны. В Испании корпус такого инструмента получил своеобразную форму, близкую корпусу современного инструмента, поэтому стране приписывают изобретение этого музыкального инструмента.

О каком инструменте идет речь? (гитара)

4. Как называют игру человека на музыкальном инструменте, сопровождавшего свое собственное пение (аккомпанемент)

5. Как называется волна, возникающая в результате колебания упругого тела, передающаяся через воздух (звук)


3 тур


1.Как называется вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов является организация музыкальных звуков.

(музыка)

2.Назовите одним словом созвучия трех звуков различной высоты, звучащих одновременно и гармонично (аккорд)

3. У каждого человека есть разговорный и певческий голос. Как называется расстояние между самой низкой и самой высокой нотой певческого голоса (диапазон).

4. Первобытные люди любую мелодию сопровождали ритмом и использовали для этого каменную или деревянную колотушку.

Назовите современный инструмент, сопровождающий мелодию ритмом


(барабан).


5. В музыке организация звуков вокруг опорного звука– тоники называется ладом. Назовите самые распространенные лады музыки (мажорный и минорный лад).


6. Как называется способность человека улавливать музыкальную мысль, ее запоминать и воспроизводить (повторять в точности). Эта способность развивается, если человек очень хочет и не устает трудиться (музыкальный слух).


7. Вид творчества, который рождается непосредственно в процессе исполнения…. Преобладает в фольклоре, в 20 веке стал основой джаза

( импровизация).


8. Скрипичный ключ пишется в начале нотоносца, и показывает, что нота « соль» первой октавы пишется на второй линейке, отсюда происходит расположение других нот среднего и высокого диапазона.

Как называют знак, предназначенный для записи нот низкого диапазона и аккомпанемента (басовый ключ «фа»).