litceymos.ru 1

Раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников»

основной общеобразовательной программы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Авторы: Серегина Т.С., ст. воспитатель МБДОУ д/с №84 г. Владимира

Баева О.М., ст. воспитатель МБДОУ д/с №20 Собинского района
___________________________________________________________________________



  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность.

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. С этой точки зрения особое значение приобретает сформированность у родителей субъективной позиции относительно образования своего ребенка, суть которой заключается в состоянии готовности активно взаимодействовать с ОУ и педагогическим коллективом. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, обусловили необходимость поиска путей взаимодействия детского сада с семьями, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные исследования в области педагогического сопровождения семейного воспитания подчеркивают, что эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства.

  1. Цель взаимодействия.

Совершенствовать содержание и механизмы взаимодействия детского сада и семьи, как социального института воспитания на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства.


  1. Задачи.
  1. Разработать организационно-управленческое обеспечение развития системы партнерских отношений между детским садом и семьями воспитанников.


  2. Способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении актуальных проблем и задач воспитания детей, в том числе в психолого-педагогическом процессе, посредством формирования их субъектной активности в условиях деятельности детского сада.

  3. Содействовать развитию специализированных структур и служб сопровождения воспитания в детском саду.

  4. Содействовать активизации межведомственного взаимодействия учреждений образования, правоохранительных органов, общественных организаций и других социальных институтов по развитию и укреплению ресурсов семьи.

  5. Совершенствовать механизмы оценки результатов реализации программы посредством мониторинга.

  1. Ценностные ориентиры:

  1. Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья».

  2. Активная родительская позиция во взаимодействии.

  3. Эмоциональный комфорт всех субъектов образовательного процесса.

  1. Принципы:

  1. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива детского сада и родителей в выборе форм взаимодействия;

  2. Принцип открытости и доверия — представление каждому родителю возможность знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

  3. Принцип сотрудничества — общение «на равных» в совместной деятельности;

  4. Принцип согласованного взаимодействия — возможность свободно высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.



  1. Характеристики планируемых результатов в деятельности родителей и педагогов.


Компоненты


деятельности


Мотивационно-

ценностный

компонент

Когнитивный

компонент

Деятельностно-

поведенческий

компонент

Рефлексивный

компонент

Участники взаимодействия

Родители

Хотят активно включаться в воспитательно-образовательный процесс.

Знают психофизиологические особенности детей дошкольного возраста,

знают методы, приемы родительской поддержки детей дошкольного возраста

Реализуют методы, приемы родительской поддержки детей

Самостоятельно

решают проблемы родительской поддержки детей дошкольного возраста

Стремятся к эффективному взаимодействию с педагогами

Осознают потребность в эффективном взаимодействии с педагогами

Активно взаимодействуют с педагогами ДОУ в воспитательно-образовательном процессе.

Самостоятельно осуществляют выбор способов и средств участия в образовательном пространстве

Педагоги ДОУ

Осознают потребность

в эффективном взаимодействии с родителями в воспитательно-образовательном процессе

Знают приемы и методы взаимодействия с родителями,

знают методы и приемы педагогической поддержки родителей

Эффективно реализуют методы, приемы педагогической поддержки родителей, осуществляют субъект-субъектное взаимодействие с родителями воспитанников


Самостоятельно определяют способы и пути эффективного взаимодействия с родителями детей и оценивают их эффективность


  1. Направления и формы взаимодействия.

Педагогический мониторинг

  • социологические срезы

  • изучение потребностей родителей

  • изучение удовлетворенности родителей

  • анкетирование, опросы

  • наблюдение

  • беседы

  • «почтовый ящик», форум

  • «телефон доверия»

  • посещение на дому

  • изучение медицинских карт

  • мониторинг

Педагогическая поддержка

  • папки-передвижки, стенды, ширмы

  • памятки, информационные листки, буклеты

  • стенгазеты, фотогалерея

  • педагогические газеты, журналы

  • сайт ДОУ

  • библиотека и игротека для детей и родителей

  • выставки совместного творчества, смотры-конкурсы

  • консультирование, беседы

  • психологические тренинги

  • День открытых дверей

  • показ мультимедийных презентаций

  • мастер-класс

  • педагогическая копилка

  • «почтовый ящик», форум

  • «телефон доверия»

  • посещение на дому

Педагогическое образование родителей

  • общее родительское собрание

  • групповое родительское собрание


  • семинары-практикумы

  • консультативный пункт

  • родительский клуб

  • психолого-педагогические беседы, лекторий

  • социально-психологические тренинги

  • мастер-класс

  • обновление наглядной информации, сайта ДОУ

  • педагогическая библиотека

  • игры с педагогическим содержанием

  • деловые игры

  • показ образовательной деятельности

Педагогическое партнерство

  • участие в Совете педагогов

  • круглый стол, педагогическая гостиная, дискуссионный клуб

  • совместное планирование и проведение досугов, развлечений, праздников, командных игр, акций и выставок

  • конкурс по благоустройству и озеленению участка, субботники

  • театральный фестиваль

  • «гость группы»

  • проектная деятельность

  • походы, экскурсии

  • конкурсы по интересам и запросам родителей

  1. Содержание деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников




Содержание деятельности

Формы проведения

Сроки / периодичность

Ответственные

Планируемые результаты в деятельности

родителей

педагогов

1. Педагогический мониторинг


Составление социального паспорта группы, ДОУ

Социологические срезы


1 раз в год

Сентябрь


Социальный педагог

  • Проявляют открытость во взаимодействии

  • Осуществляют обратную связь с педагогами




  • Осознают потребность в эффективном взаимодействии с родителями в воспитательно-образовательном процессе

  • Проявляют открытость во взаимодействии

  • Умеют применять методы изучения семьи и образовательных потребностей родителей

  • Умеют планировать деятельность по взаимодействию с семьями на основе анализа результатов мониторинга, отбирая содержание, средства и формы ее осуществления

  • Осуществляют обратную связь с семьями

  • Стремятся к эффективному взаимодействию с родителями

Изучение проблем, потребностей и запросов семей

Анкетирование «Ваши запросы и ожидания от взаимодействия с ДОУ»

Воспитатели, специалисты ДОУ

Деловая игра «Изучаем потребности родителей» (методика Л. Свирской)

2 раза в год

Сентябрь / январь

Наблюдение

В течение года, регулярно

Беседы с детьми и родителями

В течение года, по мере необходимости

«Почтовый ящик», форум

Ежемесячно


«Телефон доверия»

В течение года, по запросу

Социальный педагог, педагог-психолог

Посещение на дому

1 раз в квартал, по необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели

Выявление индивидуальных особенностей детей, изучение их интересов и склонностей

Изучение медицинских карт

По мере поступления ребенка в ДОУ

Фельдшер ДОУ

  • Осуществляют индивидуальный подход к ребенку

  • Устанавливают доверительное взаимодействие с педагогами, создают атмосферу общности интересов



  • Владеют информацией о семьях воспитанников, отбирают из нее необходимое для осуществления педагогической деятельности

  • Осуществляют индивидуально- дифференцированный подход на основе знания конкретных особенностей семьи, ее воспитательного потенциала

  • Устанавливают доверительное взаимодействие с семьями, создают атмосферу общности интересов




Посещение на дому

1 раз в квартал, по необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели

Опрос «Интересы ребенка глазами семьи», беседы с детьми и родителями, наблюдения за самостоятельной деятельностью детей

1 раз в год

Октябрь



Воспитатели

Изучение особенностей семей, семейного воспитания


Анкетирование (опрос) родителей

Анкетирование детей на основе проективных методик (рисуночные тесты)

Беседы с детьми и родителями

Посещение на дому

1 раз в квартал, по необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели

Определение эффективности взаимодействия с семьями, удовлетворенности родителей работой ДОУ

Мониторинг эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

1 раз в год

Май

Старший воспитатель, специалисты ДОУ, воспитатели

  • Владеют информацией о деятельности ДОУ

  • Выбирают приемлемые для себя формы взаимодействия

  • Проявляют активность и инициативу в процессе взаимодействия с педагогами




  • Оценивают степень эффективности взаимодействия с семьями, уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг

  • Выявляют положительный опыт сотрудничества с семьями, проблемы и трудности в организации взаимодействия с родителями, определяют пути их решения

Анкетирование «Нам важно Ваше мнение»


2. Педагогическая поддержка

Ориентация семей на содержание воспитательно-образовательной работы ДОУ: ознакомление с образовательными услугами, задачами и спецификой образовательного процесса, с особенностями организации жизнедеятельности и воспитания детей в соответствии с возрастом


Оформление стендовой информации, папки-передвижки, ширмы и пр.

Не реже 1 раза в месяц

Воспитатели, специалисты ДОУ

  • Владеют востребованной информацией

  • Проявляют интерес к жизни группы и ребенка, открытость во взаимодействии

  • Активно включаются в воспитательно-образовательный процесс

  • Умеют подобрать информацию с точки зрения ее необходимости и целесообразности

  • Обеспечивают своевременное обновление информации

  • Эффективно реализуют методы, приемы педагогической поддержки родителей, осуществляют субъект-субъектное взаимодействие с родителями воспитанников

Оформление информации на сайте ДОУ

Старший воспитатель

Выпуск буклетов, памяток, информационных листков, газет, журналов

В течение года, по востребованности

Старший воспитатель, специалисты ДОУ, воспитатели

Дни открытых дверей

2 раза в год

Октябрь / апрель

Консультирование (индивидуальное и групповое), беседы

1 раз в неделю, по запросу

Библиотека и игротека для родителей

В течение года, по востребованности

Воспитатели, специалисты ДОУ

Совместное решение проблемных вопросов, взаимоподдержка

«Почтовый ящик», форум

Ежемесячно


Воспитатели, специалисты ДОУ

  • Владеют информацией о достижениях и проблемах в развитии ребенка, по решению проблемных вопросов

  • Получают помощь в решении проблемных вопросов

  • Осознают потребность в эффективном взаимодействии с педагогами

  • Готовы к объединению усилий для развития и воспитания детей

  • Реализуют методы и приемы родительской поддержки детей

  • Осуществляют обратную связь с педагогами

  • Устанавливают эмоциональный контакт с педагогами, делятся проблемами, связанными с развитием и воспитанием ребенка

  • Оказывают помощь в решении проблемных вопросов

  • Эффективно реализуют методы, приемы педагогической поддержки родителей, осуществляют субъект-субъектное взаимодействие с родителями воспитанников

  • Осуществляют обратную связь с семьями

  • Устанавливают эмоциональный контакт с родителями

«Телефон доверия»

В течение года, по запросу

Социальный педагог, педагог-психолог

Посещение на дому

1 раз в квартал, по необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели

Индивидуальное консультирование, психологические тренинги

В течение года, по запросу

Воспитатели, специалисты ДОУ

Трансляция положительного опыта семейного и общественного воспитания

Фотогалерея «Как интересно мы живем!»

1 раз в квартал


Старший воспитатель, специалисты ДОУ, воспитатели, председатель родительского комитета ДОУ

  • Готовы делиться педагогическим опытом и перенимать его

  • Создают атмосферу общности интересов, устанавливают эмоциональный контакт

  • Активно включаются в воспитательно-образовательный процесс

  • Реализуют воспитательный потенциал семьи




  • Готовы делиться опытом и перенимать его

  • Создают атмосферу общности интересов, устанавливают эмоциональный контакт

  • Эффективно реализуют методы, приемы педагогической поддержки родителей, осуществляют субъект-субъектное взаимодействие с родителями воспитанников

Выпуск стенгазет

Показ мультимедийных презентаций из опыта

Выставки совместных творческих работ, смотры-конкурсы

Мастер-класс для вас (от родителей, педагогов)

В течение года, по запросу и инициативе

Педагогическая копилка: создание картотеки педагогических советов, рекомендаций, семейных традиций и пр.

В течение года, по запросу и наличию материала

3. Педагогическое образование

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития детей

Общее родительское собрание

2 раза в год

Сентябрь / май

Заведующий, старший воспитатель, председатель родительского комитета ДОУ


  • Владеют информацией о ДОУ, участвуют в планировании

  • Владеют знаниями о возрастных и психологических особенностях детей, о динамике развития ребенка

  • Принимают участи в создании единого образовательного пространства

  • Самостоятельно определяют способы и пути эффективного взаимодействия с родителями детей и оценивают их эффективность

  • Предоставляют необходимую информацию родителям

  • Создают открытую систему взаимодействия с семьями, единое образовательное пространство

  • Эффективно реализуют методы, приемы психолого-педагогического просвещения родителей, осуществляют субъект-субъектное взаимодействие с семьями воспитанников

Групповое родительское собрание:

  1. «Вот и стали мы на год взрослее»

  2. Тематическое (по плану воспитателя)

  3. «Наши достижения»

3 раза в год

Сентябрь / декабрь / май

Воспитатели, специалисты ДОУ, председатель родительского комитета группы

Консультационный пункт «Азбука для родителей»

1 раз в месяц (по плану, запросу)

Социальный педагог

  • Проявляют интерес к развитию ребенка

  • Владеют знаниями о подходах к воспитанию и развитию детей

  • Стремятся гармонизировать детско-родительские отношения

  • Владеют востребованной информацией о воспитании и развитии ребенка

Родительский клуб «Семейный очаг»

1 раз в 2 месяца (по плану, запросу)

Педагог-психолог

Психолого-педагогические беседы, лекторий


1 раз в квартал (по плану, запросу)

Воспитатели, специалисты ДОУ, представители социальных партнеров

Оформление просветительской информации: стенды, ширмы, буклеты, папки-передвижки, сайт, педагогическая библиотека для родителей и пр.

Не реже 1 раза в месяц

Воспитатели, специалисты ДОУ

Практический показ педагогических методов и приемов развития и воспитания детей, организации разных видов детской деятельности

Родительский клуб «Семейный очаг»

1 раз в 2 месяца (по плану, запросу)

Педагог-психолог

  • Владеют методами, приемами и практическими навыками воспитания и развития детей, организации разных видов детской деятельности

  • Стремятся гармонизировать детско-родительские отношения




Социально-психологические тренинги

В течение года, по запросу

Педагог-психолог, социальный педагог

Семинары-практикумы, мастер-классы

Не реже 2 раз в год (в соответствии с годовым планом)

Воспитатели, специалисты ДОУ

Игры с педагогическим содержанием, деловые игры

Показ образовательной деятельности

4. Педагогическое партнерство

Организация продуктивного общения педагогов и родителей по определенным проблемам


Участие родителей в Совете педагогов

Не реже 1 раза в год (в соответствии с годовым планом)

Заведующий, старший воспитатель, специалисты ДОУ, председатель родительского комитета ДОУ, представители социальных партнеров

  • Владеют информацией о педагогическом процессе ДОУ, участвуют в планировании

  • Обсуждают возникающие проблемы и участвуют в принятии решений по их устранению

  • Активно включаются в воспитательно-образовательный процесс, являются партнерами ДОУ

  • Участвуют в создании открытой системы взаимодействия, единого образовательного пространства

  • Предоставляют необходимую информацию родителям

  • Создают открытую систему взаимодействия с семьями, единое образовательное пространство

  • Решают возникающие проблемы совместно с родителями

Круглый стол

Педагогическая гостиная

Дискуссионный клуб

Организация совместной деятельности всех участников образовательного пространства

Тематические музыкальные праздники, досуги и развлечения

В соответствии с годовым и комплексно-тематическим планами

Музыкальный руководитель

  • Улучшают детско-родительские отношения

  • Реализуют творческий потенциал семьи в совместной деятельности



  • Эффективно реализуют совместные с родителями формы организации образовательной деятельности


  • Создают открытую систему взаимодействия с семьями, единое образовательное пространство

  • Активно взаимодействуют с родителями в воспитательно-образовательном процессе

  • Являются партнерами в совместной деятельности с родителями, осуществляют субъект-субъектное взаимодействие с семьями воспитанников

Физкультурные праздники, досуги и развлечения, соревнования

Инструктор по физической культуре

Фестиваль детских театров

Музыкальный руководитель, логопед, воспитатели

Совместные командные игры

Инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатели

  • Активно взаимодействуют с педагогами ДОУ в воспитательно-образовательном процессе

Проектная деятельность

Воспитатели, специалисты ДОУ

Экскурсии, походы

Акции (социальные, экологические)

  • Являются партнерами в совместной деятельности с педагогами

«Гость группы»

Выставки и конкурсы совместного творчества

  • Активно предоставляют совместные семейные творческие работы, реализуют творческий потенциал семьи

Информирование родителей

Вариативные рубрики:

  • «Блиц-опрос»

  • «Тематика недели»

  • «Читаем и играем вместе»
  • «Анонс»





В соответствии с годовым и комплексно-тематическим планами

Воспитатели, специалисты ДОУ

  • Владеют информацией о педагогическом процессе ДОУ

  • Выбирают приемлемые для себя формы участия в образовательной деятельности

  • Своевременно предоставляют необходимую информацию

  • Дают советы, рекомендации

Благоустройство группы и территории ДОУ

Субботники, трудовые акции, смотры-конкурсы

В соответствии с годовым и комплексно-тематическим планами

Заведующий, воспитатели

  • Активно участвуют в благоустройстве и озеленении территории ДОУ, в пополнении и обогащении предметно-развивающей среды группы

  • Активно участвуют в благоустройстве и озеленении территории ДОУ, в пополнении и обогащении предметно-развивающей среды группы совместно с родителями




  1. Система оценки достижения планируемых результатов




Планируемые результаты в деятельности родителей

Диагностический инструментарий

Сроки /

Периодичность

Ответственные

Удовлетворенность условиями ДОУ для воспитания и развития детей

Анкета «Удовлетворённость родителей качеством дошкольного образования» Р.Б. Стеркина

Май


Старший воспитатель, воспитатели

Улучшение (гармонизация) детско-родительских отношений на основе совместной деятельности

«Тест-опросник родительских отношений» А.Я. Варга, В.В. Столина

По запросу

Педагог-психолог

Осуществление воспитания и развития детей с учётом знаний их психофизиологических особенностей, педагогических методов и приёмов

Анкеты специалистов ДОУ

Наблюдение
Тест «Стиль воспитания ребёнка в семье» Е.П. Арнаутова


Ноябрь

В течение года
Октябрь – апрель (по запросу)

Специалисты ДОУ

Воспитатели, специалисты ДОУ

Педагог-психолог

Включенность в воспитательно-образовательный процесс в качестве партнеров, активное взаимодействие с педагогами и детьми ДОУ

Наблюдение, анализ посещаемости мероприятий

«Рейтинг воспитателя»

В течение года

Май

Воспитатели