litceymos.ru 1

"Айкидо. Этикет и передача традиции"

Томура Нобуёси

Часть I. Инструктору


Очевидно, что самое важное для того, кто ведет занятия, - быть хорошим учителем. Обучающий должен не только работать технично, но и стремиться к духовному прогрессу. Это нужно для того, чтобы правильно открыть глаза сердца, чтобы стать примером для своих учеников.

Ниже приводятся несколько тем для размышления.

Страсть


Исправляйте ошибки технического и духовного характера ваших учеников, так, как если бы это были ваши дети или вы сами.

Помогайте им двигаться в верном направлении, полностью посвящая этому душу и тело.

Помните, что ничего нельзя достичь без страсти.

Важно знать желания и заботы своих учеников, знать, что необходимо им дать. Не следует забывать, что такое взаимопонимание возможно только там, где есть истинная любовь. Соедините свой дух с духом учеников и продвигайтесь вперед вместе с ними, стараясь обучать их радостно и интенсивно.

Такт


Обучать - значит обучаться. Это возможно только при условии искренности инструктора. Преподавание должно быть тактичным, тогда ваши ученики получат радость от тренировки, и при этом будут испытывать чувство благодарности.

Быть источником идеалов и воспитывать уверенность в себе


Обучать - значит демонстрировать идеальную модель технического и духовного совершенства и передавать каждому страстное желание достичь его.

Благодарность


Радуйтесь техническому прогрессу, физическому и духовному развитию своих учеников! Радуйтесь тому, что ежедневные тренировки обходятся без травм и столкновений! Будьте благодарны за то, что ваше положение инструктора даёт вам возможность размышлять, исследовать и продвигаться вперед в техническом и духовном отношении.

Благодарите также своих учеников за то, что они дают вам возможность прогрессировать.

Развивать позитивное отношение к жизни

Обязательно вносите разнообразие в тренировки, но не пытайтесь учить всему подряд без разбора. Нужно, чтобы ученик не испытывал ни скуки, ни утомления, а, напротив, постоянно получал новую подпитку.


Прививайте начинающим желание работать, стараясь при этом, чтобы их не оттолкнул риск получить травму или испытать сильную боль. Делайте это за счет постоянного повышения интереса к занятиям.

Совместный поиск и добрые отношения между инструкторами


Инструкторы должны собираться вместе, для того чтобы обмениваться приобретенным опытом и результатами своих поисков, относясь друг к другу без предвзятости и предубеждения.

Было бы совершенно нелепо, если бы люди, которые учат внутренней гармонии и миру, в отношениях между собой предавались мелким дрязгам. Проблемы выполнения техник или относительной силы лишены интереса. Важно лишь соответствие принципам!

Наиболее интересны техники, применение которых не требует особой физической силы. Помните, что одну и ту же технику можно выполнить множеством различных способов, которые варьируются в зависимости от атаки противника.

Правильно понимать и точно передавать принципы айкидо


Хороший инструктор - это не тот, кто физически сильнее других или лучше владеет техниками, а тот, кто ведёт учеников в нужном направлении и строит обучение на правильном и ясном понимании принципов.

Часть II. Конечная цель обучения


Айкидо - один из аскетических путей, указывающих направление самореализации человечества посредством ки-ику, току-ику, тай-ику (формирования и развития сущности; ки - сущность мудрости, току - сущность добродетели, тай - сущность тела).

Такая форма обучения, объединяющая дух и тело, позволяет уйти от понятий наций и границ и создать истинного человека.

Развитие тела

Движения, используемые в айкидо, отличаются той же мягкостью и текучестью, какая присуща природе, потому что они наполнены кокю-рёкю (сила дыхания). Они увеличивают физическую силу, улучшают здоровье и придают красоту телу. То же самое можно сказать и о ловкости, выносливости, быстроте реакций, скорости и т. п., которые тоже развиваются и улучшаются.

Уроки будзюцу


Когда человек усваивает методы "сохранения жизни", к нему приходят спокойствие и уверенность в себе, он приобретает умиротворённость одновременно с желанием действовать, настойчивость и организованность.

Ментальные аспекты


Главное в будо - преодолеть самых больших врагов:

  • гнев,

  • страх,

  • нерешительность,

  • сомнения,

  • высокомерие,

  • тщеславие;

...и развить твердость духа и несгибаемое мужество.

Нужно проникнуться необходимостью одержать победу над самим собой. Только благодаря каждодневной практике можно избавиться от усталости, лени и утомления и почувствовать вкус к постоянному усилию, важности настойчивости и радости преодоления трудностей.

Этикет


Когда вы находитесь внутри сообщества, придающего большое значение технике и физической силе и мощи, соблюдение правил этикета позволяет почувствовать, что существуют ценности высшего порядка, которые важно уважать, не принуждая себя к этому...

Принцип айкидо и его применение в повседневной жизни


Принцип айкидо находит своё применение через ирими-тэнкан
, ки, кокю, кажущуюся дуальность "Я-Противник", работу одного против многих, через обретение чувства единства, гармонии, любви и мира.

В айкидо тело - средство выражения состояния вселенной. Если космический порядок и тело приведены в соответствие, то техника и здоровье появляются сами собой. Если повседневная жизнь не противоречит законам мироздания, то учеба, работа и становление личности происходят естественным образом. Если общество живёт по принципам развития вселенной, то социальные и межличностные отношения процветают. Человечество как единая семья продолжает работать над восстановлением в этом мире гармонии, которая сегодня нарушена.

Часть III. Метод обучения


Для достижения изложенных выше целей сформулируем метод обучения, выделив в нём два аспекта - ментальный
и технический, хотя айкидо и представляет собой путь единства тела и духа.

Интенсивная практика техник способствует духовному росту. Духовный прогресс благоприятствует техническому совершенствованию.

Для ясности изложения, технические и духовные аспекты даются раздельно.

Однако не следует делать вывод о каком-либо подчинении одного аспекта другому или какой-то двойственности.

Поведение инструктора


Совершенно ясно, что прямые, непосредственные отношения между учителем и учеником, которые являются традиционными отношениями, в идеале должны быть идентичны отношениям между родителями и детьми. К сожалению, в современном мире подобные отношения стали практически невозможными.

Рассмотрим ту ситуацию, которая в настоящее время складывается в существующих додзё.

Не следует забывать, что истинная передача знания происходит лишь при непосредственных отношениях между учителем и учеником и что нужно изо всех сил стараться не разрушить эту связь, и уважать её дух!

В случае массового обучения учитель или, в лучшем случае, несколько учителей имеют дело с большим количеством учеников. И поскольку здесь речь идет о разовом преподавании за ограниченное количество времени, то просто невозможно уделить необходимое время каждому ученику.

Поэтому инструктору крайне необходимо сосредоточить своё внимание на следующих моментах:

  • демонстрация

  • пояснение

  • имитация

  • анализ

  • исправление

  • наблюдение

  • гигиена

Демонстрация

Демонстрация, по мере возможности, должна быть ясной, точной и правильной. Она должна раскрывать ученикам основные моменты, а также вызывать желание все увиденное проделать на практике.

Пояснения


Пояснения должны задавать направление и метод работы, подчеркивать моменты, на которые нужно обратить особое внимание.

Имитация


Всё обучение осуществляется через подражание. Сначала попробуйте предложить ученикам без всякого обсуждения попытаться как можно точнее воспроизвести технику, показанную учителем.

Повторение


Повторение позволит лучше усвоить объяснения, и, благодаря ему, постепенно можно будет развить скорость, силу и точность.

Анализ


Когда техника представляет собой определенную трудность, лучше всего разложить ее на несколько более простых движений.

Исправление


Отнюдь недостаточно исправить только внешнюю форму техники, необходимо еще осознать и устранить корни непонимания и ошибок. Выполняя техники, нужно обращать внимание на особенности дыхания, на постановку ног, движения и использование рук, изменение уровня бедер, использование силы ки.

Наблюдение


Необходимо, чтобы ученик понял, насколько важно наблюдать за техниками учителя, техниками старших учеников и техниками менее продвинутых, чем он, учеников.

Чтобы они успешно прогрессировали, их необходимо научить сравнивать свои собственные техники с техниками других. Если из-за травмы или из-за усталости кому-то нужно немного передохнуть, то и это время следует использовать с пользой для себя. Эти моменты наблюдения ничем не отличаются от физической практики, при этом соблюдается правильное отношение, сохраняется острота восприятия и ощущение усилия.

Гигиена


Не следует забывать, что интенсивная работа требует полноценного отдыха. Очень важно высыпаться и правильно питаться, качественно и количественно. Нередко у спортсменов наблюдается тенденция пить с избытком, однако этого лучше избегать.

За час до тренировки можно слегка подкрепиться, а после тренировки следует подождать по крайней мере полчаса. Следует избегать холодных напитков, когда тело ещё разгорячено.


Кэйкоги (форма) должно быть в порядке, чтобы не вызывать раздражения партнёров. Руки и ноги должны быть чистыми, а ногти - коротко остриженными.

На занятиях ученики снимают с себя все украшения, часы и т. п. Додзё должно быть чисто вымыто и хорошо проветрено.

Ментальные и духовные аспекты обучения

Развиваться вместе


Есть ученики, которые занимаются очень упорно, но отказываются работать в одной группе с начинающими или с теми, кого они считают отстающими.

Но даже если они продвигаются вперед в техническом отношении, их техника остается техникой самой в себе. Не будем забывать, что айкидо — это не просто путь единства духа и тела, но это прежде всего путь единения. Если дух останавливается в своем развитии, то останавливается все.

Дух, отвергающий других, дух, не умеющий принять других, дух, довольствующийся собственным прогрессом, — это дух, который движется в узких рамках собственного эго и который не сможет войти в состояние единства со Вселенной.

Если есть айтэ (партнёр), то становится возможной практика. Если есть практика, то возможен прогресс. Когда есть айтэ, то взаимное соперничество приводит к тому, что оба начинают прогрессировать и делить между собой радость прогресса.

Наполнить сердце благодарностью


Чтобы помочь недостаточно продвинутому ученику, нужно много терпения и любви. Для того чтобы понять причины, которые мешают этому ученику, необходимо постоянно поощрять его личный поиск.

Не нужно привязываться к силе


В мире будзюцу, где люди часто привязываются к эффективности техники и к тому, насколько мощно она выполняется, гораздо более важной является та сила, которая может позволить преодолеть эту стадию.

Практика айкидо не может сводиться к желанию стать сильным для того лишь, чтобы причинять боль своему партнёру или не проигрывать в поединке. В айкидо сила является следствием применения принципов, лежащих в основе космоса. Как бы силён ни был человек, пренебрегая этими принципами, он не познает победы.


Айкидо представляет собой способ постижения того, как проявляются в действии принципы мироздания. Не следует увлекаться всем, что может возникнуть на пути такого постижения.

Победа над собой


Необходимо победить в себе дух гнева, лени, страха и т. п.

Самой большой опасностью является гордыня!

Помните, что в тот момент, когда у вас появляется мысль, что ваша техника хороша, ваше продвижение вперёд прекращается. Остановиться на мгновение в этом постоянно меняющемся и текучем мире означает сделать задержку, которую уже невозможно будет ничем компенсировать.

Часть IV. Места и методы тренировки


Обычно будо практикуют в додзё; однако им вполне можно заниматься и в других местах, например, в жилом доме, в поле, в лесу, на берегу моря или на снегу. Практика айкидо - это ежеминутная аскеза, поскольку повседневная деятельность воспринимается как изучение и применение принципов айкидо. Совершенно бесполезно искать сложности - достаточно расслабить плечи, сохранять ки
в сэйка тандэн (сэйка-но-иттэн) и принять правильную осанку.

Зал для занятий





Место, где изучающие айкидо тренируются под руководством инструктора, называется додзе. Это название, согласно традиции боевых искусств, произошло от буддийского названия зала, где монахи упражняются в медитации, концентрации, дыхании и так далее.

Обычно додзе состоит из следующих элементов:

  1. Пространство, отведенное под офис, где хранится информация о студентах, корреспонденция и т. д. Здесь обычно размещается:

  1. нафуда какэ - доска с именами, на которой перечислены имена посещающих зал в соответствии с их разрядом;

  2. доска объявлений...

  1. Место, где сидят посетители, зрители, пресса и т. д., обычно размещается по сторонам мата - верхней (дзесеки) и нижней (симосеки) (см. рисунок).


  2. Раздевалка и душевая.

  3. Пространство, устланное тренировочным матом.

Татами


Пространство, на котором проходят занятия по айкидо, должно иметь ровную и эластичную поверхность, достаточно мягкую для того, чтобы смягчить кувырки и падения, и в то же время достаточно твердую, чтобы не повредить ноги и не воспрепятствовать быстрым и текучим движениям, являющимся основой айкидо.

В Японии это пространство покрывается некоторым количеством традиционных татами - матов, изготовленных из рисовой соломы (токо), сена, камыша (и-омотэ), которые иногда обтягивают холстом. Несколько таких татами, уложенных сверху одно на другое, создают очень ровную поверхность. Часто их укладывают на раму, состоящую из деревянных планок и натянутой стальной проволоки, что еще больше увеличивает природную эластичность татами.

В западных странах, где настоящий татами порой достать очень трудно, необходимую ровную и эластичную поверхность можно обеспечить, используя борцовские маты, пено-резиновые ковры и другие имеющиеся в наличии материалы. Обычно подобные маты обтягивают брезентом и укладывают на упругую деревянную платформу, которая, в свою очередь, опирается на бетонное основание. Как правило, пространство для занятий имеет прямоугольную или квадратную форму, а его части имеют названия в соответствии с принятым в данном додзе этикетом.

Главная часть мата, являющаяся центральной точкой всего додзё, называется «верхним местом» или камидза (дзёдза). Там размещаются инструкторы, почетные гости и, во время специальных совещаний, должностные лица додзё. Обычно это место можно узнать, потому что там традиционно находится портрет Мастера Уэсибы или на стене в рамке висит - образец каллиграфии философского содержания.


В Японии на камидза также располагается помост, где на видном месте выставлена специальная эмблема зала, а также мечи, церемониальный барабан, манускрипты и т. д.

Напротив камидза размещается часть зала, называемая «нижнее место», или симодза. Это место, где располагаются ученики. Оттуда они слушают наставления инструктора. Обычно ученики усаживаются в порядке, определяемом их разрядом. При этом более продвинутые ученики садятся с верхней стороны дзёсеки
.

Дзёсеки
иногда используется инструктором вместо камидза, когда его во время церемоний занимают почетные гости.

С правой стороны от камидза находится часть мата, называемая «нижняя сторона» (симосеки), где располагаются ученики, если их инструктор сидит на дзёсеки.

Техники айкидо не противопоставляются силе противника, то же самое происходит и в ментальном плане. Начинайте с того, что вы можете делать...

Айкидо можно практиковать за столом, во время ходьбы, на работе, в туалете... И даже когда вы спите. Если ваше положение и дыхание правильны, то вы просто не сможете плохо спать.

Когда вы не знаете, как поступить, нужно мысленно обратиться к мастеру, которого вы уважаете, или к Богу и отождествиться с ними. Например, если О-Сэнсэй является учителем, которого вы уважаете, то вы должны спросить себя: "Что бы я сделал в данном случае, если бы я был О-Сэнсэем?" Ответ придет обязательно, и вам не останется ничего другого, кроме как действовать в том же духе, в каком бы действовал О-Сэнсэй.

Методы занятий


Можно тренироваться в одиночку, вдвоем и группой в несколько человек. Когда вы побуждаете работать своих учеников, то желательно использовать различные методы, чтобы можно было наблюдать и оценивать их продвижение вперёд.

Хитори-гэйко

Когда вы занимаетесь в одиночку, то все, что вам нужно, - это немного времени и свободного пространства. Можно отрабатывать дыхательные упражнения в сочетании с движениями айкидо, субури, танрэн-ути. В лесу, например, партнёрами вам могут послужить деревья.


Приобретайте собственный опыт... Используйте воображение и учитесь...

Иппан-гэйко


Это обычная практика в додзё. Инструктор предлагает какую-нибудь модель, а ученики воспроизводят её. Попытаемся проанализировать более точно такой вид тренировки.

Фуцу-гэйко


Ученики всех уровней работают вместе, попеременно повторяя те техники, которые предлагает инструктор.

Утикоми-гэйко


Это вид тренировки, когда вы работаете с более продвинутым партнёром или с инструктором. Возьмём, например, рётэдори тэнчи нагэ или положение тела для выполнения коси нагэ. Отрабатывая эту технику, ученик останавливает движение на грани падения партнёра, повторяя технику на правую и левую стороны, и делает это непрерывно до тех пор, пока не собьет дыхание. Роль инструктора заключается в том, чтобы помочь ученику развить точность и скорость движений.

Ягайгэйко


У этого метода имеются следующие преимущества:

  • - он позволяет продвигаться вперед в техническом отношении;

  • - он способствует улучшению дыхания;

  • - он улучшает движения тела;

  • - он улучшает равновесие;

  • - он стабилизирует ки в сэйка тандэн;

  • - он развивает кокю-рёкю.

Хикитатэ-гэйко


Это ещё одна форма тренировки, когда ученики высокого уровня помогают ученикам более низкого уровня. Когда менее продвинутый ученик неэффективно и беспорядочно использует силу, более продвинутый ученик, не блокируя, нейтрализует действие этой силы и не падает. Этот метод направлен на то, чтобы доброжелательно исправлять ошибки и слабые стороны. Когда исполнение движения становится удовлетворительным, необходимо начать падать, но не жестко, а так, чтобы вы могли хорошенько растянуться и расслабиться в процессе работы, и вместе с тем получить удовольствие.

Если вы хорошо падаете, то тем самым создаете условия для лучшего понимания техники и способствуете техническому росту своего партнёра. Если вы работаете с менее продвинутым учеником, то ни в коем случае нельзя подавлять его своим превосходством в силе или знаниях, иначе вы рискуете убить в нем зачатки прогресса. Ученики и кохаи - это наши зеркала. Все наши ошибки и слабые места будут отражаться в их движениях. Поэтому гораздо большее внимание следует уделять исправлению самих себя.


Младшие ученики должны просто следовать советам более старших, чтобы исправлять свои ошибки и становиться лучше.

Ответственность сэмпая или инструктора состоит в том, чтобы направить учеников на путь открытия духа, а не на путь критики "a priori".

Гокаку-гэйко


Эта форма практикуется между людьми равных технических и физических возможностей. Следует избегать обоюдной неприязни, развязности или систематической блокировки. При этом отрабатываются прежде всего малоизученные техники, сложные и представляющие проблемы при исполнении.

Какари-гэйко


Ученики одного уровня поочередно и непрерывно атакуют одного ученика, который повторяет отрабатываемую технику. Так как укэ многочисленны, то они устают меньше, что дает следующие преимущества:

  • - развитие кирёку (сила воли);

  • - хорошее упражнение для развития зрительного восприятия;

  • - развитие чувств.

Дзию-гэйко


Как указывает само название, дзию-гэйко (дзию-свобода), означав свободную практику: выбор темы для изучения, свободную работу и учебу.

Дзию-вадза означает свободную технику; то есть практикующий ищет такую технику, которая наилучшим образом соответствовала бы атаке или даже делала ее невозможной. Этот способ тренировки дает свободу передвижений. Смешение понятий дзию-гэйко и дзию-ваза - обычное дело, однако желательно хорошо различать их.

Митори-гэйко


Случается, что физическое состояние препятствует занятиям, и тогда, нечего и говорить, тренировка становится невозможной. Такие моменты нужно использовать для того, чтобы, наблюдая за занятием со стороны, изучать физические и ментальные аспекты техник. Следует использовать своё вынужденное положение наблюдателя для того, чтобы постараться уловить то, что не удается уловить, когда вы вовлечены в процесс физически.

Ягай-гэйко

Тренировка в додзё строится на том, что воспроизводится какая-нибудь реальная ситуация, однако додзё имеет свои ограничения. Поэтому полезно выходить за эти пределы и практиковать на открытом воздухе, приучая глаза, ноги, руки и тело к другому пространству.


Излишне уточнять, что, в отличие от татами, природа неоднородна. На естественном грунте всегда имеются ямы и кочки. Один грунт более скользкий, чем другой, особенно если есть грязь или лед, другой же, такой, как мокрый песок или глина, может налипать на ногах. Густая трава может скрывать помехи. Следует быть очень осторожным в случае твердых грунтов, например, скалистого, каменистого или просто бетона, где легко получить травму.

Поэтому следует приспосабливать свои движения к имеющимся условиям, перемещаясь мелкими шагами и легко скользя ступнями. Наличие уклона, положение солнца, направление ветра, свет и тень, темнота, окружающая растительность, деревья, ветки, чаща - все это элементы, которые нужно принимать в расчёт, определяя выбор выгодной позиции по отношению к противнику. Возьмём, к примеру, хотя бы укэми.

Чтобы приспособить свои укэми к работе вне додзё, необходимо размышлять и экспериментировать.

Выбор оружия должен быть продиктован окружающей обстановкой, и нужно научиться определять критерии, которые влияют на этот выбор.

Вот почему, если вы располагаете временем и у вас есть подходящее место, желательно тренироваться на природе, где, в отличие от додзё, много свободного места и можно дышать чистым и свежим воздухом при свете солнца. Такие упражнения приятны и полезны для тела. Они дают возможность наполнить организм ки неба и ки земли, что позволяет делать занятия более свободными и расслабленными.

Если мы будем заниматься в прекрасном лесу, то соседство огромных деревьев даст нам заряд мощного ки. Природа предоставляет разнообразные возможности для того, чтобы работать в одиночку: субури с кэн или дзё, танрэн ути...

К тому же, например, кумитати вне стен додзё можно практиковать более свободно.

Существуют также и другие формы тренировок на природе: ночные тренировки в новолуние и в полнолуние.


Напомним, что Бугэйдзюхаппан (восемнадцать разделов искусства ведения войны) включает в себя также и плавание, что позволяет разрабатывать варианты тренировок в воде.

Заканчивая обзор, хочется добавить, что занятия варьируются в зависимости от времени года. Тренировки в самое жаркое время лета (сётю-гэйко) и в самое холодное время зимы (кан-гэйко) способствуют укреплению тела и духа.

Эцунэн-гэйко - это упражнения, практикуемые в период наступления нового года. Для того чтобы с большей пользой использовать время отпуска, во время гассюку-гэйко живут коммуной.

Часть V. Уборка додзё


Простое умение передвинуть то, что мешает уборке, и вернуть всё на свои места способствует развитию внимания. А простое решение, что необходимо выбросить, а что оставить, воспитывает в человеке решительность.

Если вы моете пол тряпкой, то это отличное упражнение для ног и бедер. Даже если какое-то место кажется вам чистым, достаточно потереть его влажной тряпкой, чтобы убедиться в обратном. Когда вы меняете грязную воду, моете половую тряпку или подметаете землю, вы должны испытывать такое чувство, как будто вы освежаете свой дух.

Однако для того, чтобы окунуть руки в ледяную воду морозным зимним утром, необходимо обладать мужеством: преодоление собственной небрежности - это составная часть практики.

Когда бокуто, дзё, сменная обувь и т. п. находятся на своих местах, то на них не только приятно смотреть, но и легко их использовать. Речь идёт не только об удовлетворении эстетического чувства. Это также естественное обучение, которое ведёт к осознанию важности подготовки.

Время, отводимое для тренировок, ограничено. Мгновения перед и после тренировки также коротки. Поэтому следует наилучшим способом использовать их для уборки, что само по себе представляет собой прекрасную тренировку предусмотрительности и организованности.

Решение, с чего начать, чем продолжить и на чём закончить, развивает способность оценивать ситуацию и принимать твёрдое решение. Уборка помещения подразумевает не только внешнее очищение. Прямым следствием внешней уборки является внутреннее очищение себя самого. Это объясняет, почему так необходимо постоянно убирать в тех местах, которые кажутся чистыми.


Инструктор, твердый в своих убеждениях, не должен удовлетворяться лишь тем, что он заставляет своих учеников делать уборку, - желательно, чтобы он воодушевлял их собственным примером.

Поразмыслите над следующими словами О-Сэнсэя:

..."Айкидо - это очищение тела. Необходимо устранить всё, что загрязняет тело и душу"...

Если вы входите в хорошо убранное, опрятное и начищенное до блеска додзё, сердце сразу же успокаивается. Я уверен, что ежедневная тренировка тела и духа, приводит к тому же эффекту.

Чтобы все было в порядке, каждый должен по собственной воле до и после тренировки полностью убирать додзё.

Уборка позволяет привести все в порядок и расставить все вещи по своим местам.

Более того, уборка - это хорошая практика не только в физическом, но и в ментальном плане.

Уборка учит многому.

Чтобы эффективно использовать метлу, ее нужно держать за ручку без напряжения, заставляя энергию ки доходить до самой щетки; и пользоваться ею необходимо с легкостью, энергичностью и силой. Здесь действует тот же самый принцип, что и при работе с мечом или палкой. Это упражнение, которое позволяет, выметая все закоулки, научиться видеть скрытую сторону вещей.

Часть VI. Начинающие


Пока новичок представляется для того, чтобы записаться в додзё, преподаватель должен успеть изучить его лицо, его речь, его осанку и манеру одеваться. Нужно выяснить, почему он хочет заниматься айкидо, намерен ли он тренироваться долго и регулярно, сможет ли он безболезненно войти в уже сложившуюся группу других учеников.

Желательно устраивать такой маленький экзамен до того, как принимать нового ученика.

Считать учеником первого встречного только по той причине, что он уплатил вступительный взнос, это весьма мелочное поведение, совершенно непростительное человеку, который ведет по пути других.

Прежде чем позволить новичку попасть в додзё, необходимо объяснить ему, как нужно носить кэйкоги, как её правильно складывать, как вести себя, когда входишь или выходишь из додзё, как приветствовать своего преподавателя, своих сэмпаев и своих партнёров.


Очень важно, чтобы преподаватель представил новичка другим ученикам. Только после того, как новичка представят старшим ученикам додзё, он допускается в группу и к нему в первый раз относятся как к ученику, который является частью додзё.

В наши дни, вопросы приёма решает секретариат клуба. И всё же секретариат должен заниматься лишь административной стороной дела, в то время как право принятия решения (по крайней мере, относительно того, что касается непосредственно обучения) должно целиком находиться в руках преподавателя. Совершенно невозможно практиковать будо в додзё, где новички выходят на татами, не представляясь преподавателю, а старшие ученики ведут себя так, как будто это не имеет к ним никакого отношения.

Необходимо, чтобы новичок начинал занятия айкидо с изучения того, что составляет основу практики, - с тай но хэнка, укэми и т. п.

С новичком нужно обращаться терпеливо, внимательно, с добротой и тактом, постепенно подводя его к более интенсивной практике, так чтобы он в конечном счете смог уловить природу и смысл айкидо.

Начиная заниматься чем-то новым, никто особенно не знает, что нужно делать, и каждый чувствует себя несколько потерянным. Именно инструктор должен помочь новичку избежать этого.

Одиноко стоящий на краю ковра новичок - это свидетельство того, что обучение старших учеников было неправильным. Они не сумели сохранить гармонию человеческих отношений в рамках занятий. Они не обращают внимания на чувства своих партнеров.

Инструктор должен создать такую рабочую атмосферу, чтобы даже в его отсутствие более продвинутые ученики были более внимательны и действовали в соответствующем духе. Такое обучение должно проводиться всегда.

И действительно, подобная атмосфера должна установиться и поддерживаться в додзё без вмешательства со стороны. Совершенно необходимо, чтобы каждый осознавал и на практике придерживался этих основных принципов поведения. Новичок сможет без особых усилий войти в состав коллектива в додзё, где царит дружеская атмосфера.

Часть VII. Степени и ступени

Историческая справка


Дан, степень в дзюдо или в айкидо, записывается иероглифом, который означает "ступень, уровень". Лестница ведет вверх или вниз, ступенька за ступенькой, и нельзя преодолеть это расстояние сразу, как это делают при помощи эскалатора или лифта. Это слово несёт в себе идею разделения и указывает на метод, необходимый для того, чтобы достичь конечной цели. Скорее всего именно поэтому для обозначения степени было выбрано это слово. Так или иначе, эта система степеней в мире будо возникла недавно.

Кано Дзигоро, основатель дзюдо, учредил эту систему в период правления Мэйдзи (1868-1912). Ранее в будзюцу для обозначения степеней использовались такие слова, как инка, мэнкё и т. п. Эти обозначения до сих пор сохранились в классических формах будзюцу и будо (ко-будо).

В этой системе принята следующая классификация:

  • сёдэн

  • тюдэн

  • окудэн

  • мэнкё кайдэн

  • мокуроку, инка.

Сертификаты или титулы, присуждаемые традиционными школами, соответствуют мэнкё кайдэн.

Эта система обеспечивала передачу секретов боевых искусств от учителя к ученикам.

Сёдэн: начальная ступень передачи, то, что необходимо передать, чтобы можно было начать.

Тюдэн: средняя ступень передачи, подтверждающая, что пройдена половина пути.

Окудэн: глубокая передача сути учения, осуществляется секретным образом (окуги, хиги).

Мэнкё кайдэн: свидетельство и титул, присваиваемые тому, кому были переданы абсолютно все секреты.

Тот, кто получил степень мэнкё кайдэн, может быть назначен преемником своего учителя или основать ветвь школы под эгидой своего учителя. Системы инка или мэнкё кайдэн (сертификат передачи традиции) или система данов неразрывно связаны с методами обучения.


Многоступенчатая система сертификатов передачи традиции, предполагающая прогрессию от простых техник к более сложным, кажется вполне логичной. Если рассматривать все с точки зрения будзюцу, решающего вопросы жизни и смерти, то ни в коем случае нельзя забывать, что личность ученика внутри этой системы имеет первостепенное значение, и, следовательно, учитель из соображений осторожности не будет сразу преподавать все техники и раскрывать всё их содержание.

Преподаватель на протяжении всех долгих лет обучения может наблюдать за техникой, поведением и действиями своего ученика. И поэтому может присуждать дипломы соответствующего уровня (окуги, инка, мэнкё кайдэн) тем, кто этого заслуживает.

Нужно помнить о том, что кудэн (устная передача) и иссисодэн (передача традиции только своему сыну), так же как и запрет принимать или провоцировать вызов другой школы до получения мэнкё кайдэн, могут означать, что обучение не было пройдено в полном объёме.

Современное будо является продуктом мирного времени. То, что сейчас происходит, больше тяготеет к духовному и физическому развитию, чем к совершенствованию техники. С самого начала обучения вся совокупность техник становится известной ученику, и в самих техниках ничто не изменяется, изменяется лишь исполнение этих техник, по мере того как её исполнитель, совершенствуется и трансформируется. Прогрессия структурирована таким образом, чтобы дух и тело развивались вместе.

Даны - это этапы прогрессии.

До войны и вплоть до окончания Второй мировой войны степени и титулы присваивались университетом японского будо Бутокукай. Это такие титулы, как рэнси, кёси, ханси. Степени идут с первого по десятый дан.

Остановимся немного на том, что представляет собой ханси.

    1. Минимальная степень 5-й дан, безупречная социальная жизнь и обширные знания в области будо - вот требования, которые предъявляются к претенденту на титул кёси.


  1. Через 7 лет и в возрасте не младше 60 лет можно претендовать на переход на следующий уровень, а именно ханси.

  2. Техническое мастерство доведено до совершенства. Кроме того, практикующий является образцом для других, например благодаря своему безупречному поведению в обществе.

  3. Результаты действий, предпринятых на благо будо, проявляются на всех уровнях. Титул ханси указывает также на связь следующих элементов:

- техники,

- сердца,

- вклада в развитие своей дисциплины.

В рамках системы степеней кю-дан каждый должен найти свое собственное место в соответствии с системой титулов. Существование системы степеней кю-дан оправдывает то, что она помогает оценивать уровень своей работы и осознавать цель, к которой нужно стремиться.

Подобно ступеням лестницы, степени данов должны быть пройдены одна за другой с неиссякаемым стремлением к прогрессу.

В настоящее время в Японии степени присуждаются в соответствии с тремя следующими критериями:

- знание техники;

- личные качества и исполнение;

- что практикующий делает для своего искусства.

Даже если человек превосходно владеет техникой, но его повседневная жизнь неупорядоченна, или у него взбалмошный характер, он может не достичь высоких степеней. И наоборот, тот человек, который давно занимается и проявляет прекрасные человеческие качества и активно служит своей дисциплине, может добиться высоких степеней (как обычных, так и почетных), даже если его техника оставляет желать лучшего.

Хотя почётные степени могут присуждаться безо всяких специальных оговорок, но нужно думать, что те, кто их получают, не делают ошибку, принимая их не за то, чем они являются на самом деле. В наши дни в некоторых странах, например во Франции, степени присваиваются на национальном уровне. Тем не менее обычная практика состоит в том, что каждая школа, федерация, организация или глава школы присваивают свои степени.


Сегодня Айкикай возвращается к древним традициям и больше не присваивает степени выше восьмого дана при жизни. Очень важно помнить, что указанные уровни соответствуют минимальным требованиям к объему знаний и что недостаточно располагать лишь приблизительными знаниями этого минимума, чтобы претендовать хоть на какое-то право получения степени.

Система степеней Айкикай




Дан

Годы занятий

Возраст

Дата присвоения

1-й

Не менее 2 лет после начала занятий

не менее 20 лет




2-й

Через 2 года после присвоения 1-го дана







3-й

Через 3 года после присвоения 2-го дана







4-й

Через 4 года после присвоения 3-го дана








5-й

Через 5 лет после присвоения 4-го дана




В принципе, 1 раз в год,
во время Кагамибираки
(Новый год)

6-й

Через 6 лет после присвоения 5-го дана

не менее 33 лет




7-й

Через 12 лет после присвоения 6-го дана

не менее 45 лет




8-й

Через 15 лет после присвоения 7-го дана

не менее 60 лет





Дзайдан ходзин айкикай. Официальная инструкция по присуждению степеней

Статья 1. Общая часть


- Степени идут с первого по восьмой дан. Они учитывают в общем уровень технических навыков, опыт и заслуги перед дисциплиной.

- Степени присваиваются Досю айкидо. Имеются два способа присвоения: экзамен и рекомендация.

Статья 2. Квалификационные правила

Кандидаты на получение определенного дана в обязательном порядке должны удовлетворять следующим двум условиям:


1 - быть членами Айкикай;

2 - соответствовать следующим требованиям:

- чтобы быть допущенным к экзамену с первого по четвертый дан, необходимо соответствовать минимальным требованиям, изложенным ниже в Таблице;




Дан

Годы

3

+ 3 года

4

+ 4 года

5

+ 5 лет

6

+ 10 лет

7 - 8

В соответствии с рекомендацией Айкикая и окончательным решением Досю



- степени по рекомендации (с первого по восьмой дан) - минимальные квалификационные условия.

Особые случаи

В следующих случаях Айкикай после обсуждения или предложения комитета по присуждению степеней может изменить условия применения статьи 2 (см. статью 3):

- в случае если необходимо подтвердить степень признанного преподавателя;

- по отношению к особенно прилежному ученику, обладающему исключительными познаниями в айкидо.

Статья 3. Комиссия по присуждению высших степеней

Лица, полномочные выдвигать кандидатов на получение степени (в результате экзамена или по рекомендации). Жюри назначается на пять лет. В комиссию должны входить обладатели высших степеней не ниже седьмого дана, являющиеся членами Айкикая или организаций, связанных с Айкикаем и учрежденных Айкикаем.

Статья 4


- Степени с первого по четвертый дан должны присваиваться комиссией, состоящей из обладателей более высоких степеней или экзаменационной комиссией.

- Пятый и шестой дан должны присваиваться комиссией, состоящей из обладателей более высоких степеней. Все эти степени должны быть утверждены Айкикаем.

- Седьмой и восьмой дан. Эти степени присуждаются Айкикаем решением Досю.

Особые случаи

В случае исключительных заслуг Досю может присвоить девятый или десятый дан, не принимая во внимание первую статью.

Статья 5


В спорных случаях кандидату может быть предложено подтвердить степень.

Статья 6. Почетные степени


Почетные степени могут присуждаться в соответствии с критериями, определенными ниже, не принимая во внимание статью вторую. Их присваивает Досю.

Посмертные степени могут присваиваться как исключительные титулы.

Статья 7. Кокусай юданся сё (Международная карточка юданся)


Обладатели первого дана и выше должны иметь международную карточку юданся.

Статья 8. Плата за регистрацию и обучение


Все, что касается платы за экзамены, обучение и прочих сборов, приведено в приложении.

Часть VIII. Экзамены и Экзаменационная комиссия


- Жюри независимо в своей деятельности и несёт полную ответственность за принятые решения. Оно должно выносить свои решения беспристрастно и справедливо, так чтобы не давать повода для критики.

- Экзаменатор должен уметь поставить себя на место кандидата и оценивать с этой позиции.


- Экзаменатор должен уметь судить великодушно, и такая задача по силам только человеку, способному судить честно и объективно, а это значит, что он должен быть не просто талантливым, а плюс ко всему обладать большим опытом.

Поведение во время сдачи экзамена


Вполне очевидно, что правильному поведению во время сдачи экзамена на степень вначале должен научить инструктор.

Единственной причиной существования в айкидо экзаменов на кю или дан является то, что они дают возможность оценить степень своего технического прогресса, равно как и свой ментальный уровень в искусстве, в котором не существует соревнований. Поэтому здесь важно лишь одно - суметь полностью показать результаты своих ежедневных занятий, в смысле объединения ки, сердца (кокоро), тела и техники.

Во время экзамена техники должны сочетаться со скоростью, точностью и силой. При этом физическая сила и выносливость должны демонстрироваться непрерывно.

Спокойствие и смелость должны оживлять скрупулезно точное техническое исполнение. Не должно быть ни страха, ни колебаний, ни высокомерия, в каждом выполняемом движении должно чувствоваться полное единство тела и духа.

С этой точки зрения, необходимо ориентировать свою повседневную практику на полное объединение тела и духа. Это позволит во время экзамена, нисколько не изменяя свои обычные упражнения, быть расслабленным, сохранять широкие движения и при этом ни на что не отвлекаться. Необходимо оставаться свободным.

Во время объявления результатов экзамена, некоторые считают себя ущемленными.

Такое поведение неуместно и немыслимо, так что, безусловно, необходимо уметь сохранять молчание на протяжении всего экзамена!

Если вы в полной мере продемонстрировали результаты своих ежедневных занятий, то даже если вы провалитесь на экзамене, вы должны считать себя счастливым. Если же вы сдадите экзамен успешно, но при этом не будете удовлетворять требованиям, о которых в конечном счете судить только вам, то не следует по этому поводу испытывать никакой гордости.


Если, провалившись на экзамене, вы упрекаете в этом жюри, то вы находитесь на самом низком уровне; не надейтесь когда-либо суметь понять, что такое айкидо, если вы упорствуете таким образом!

Считать, что жюри пристрастно по отношению к вам, это значит доказать, что пристрастно ваше собственное сердце. Вам необходимо поблагодарить жюри за то, что оно указало вам на негативные аспекты вашего поведения и вашей техники, а не считать, что жюри ничего не понимает в айкидо. Ну а если, предположим невероятное, жюри действительно ничего не понимает в айкидо... разве это должно хоть на йоту изменить вашу работу? И если вы, например, не понимаете намерений жюри сейчас, то когда-нибудь поймёте, что благодаря этой неудаче вам пришлось работать больше и ваша техника и ваш дух смогли подняться на новую ступень.

И, конечно же, вы сможете тогда сказать спасибо этому жюри, которое позволило вам развиваться дальше без гордыни и самодовольства. Я думаю, что именно такое состояние духа выражает "ва", гармония и мир, о которых говорил О-Сэнсэй. Мир не может находиться только внутри человека - он может существовать только одновременно "внутри" и "вокруг" него.

Айкидо - это обоюдоострый меч:

- когда вы рассекаете пополам противника, то следует понимать, что вы рассекаете пополам самого себя. Если вы оставляете своего противника в живых, вы спасаете себя.

Нужно постоянно помнить, что не следует устанавливать дуальность "противник-я".

Возьмём, к примеру, случай, когда жюри в полном составе является абсолютно предвзятым, пристрастным и несправедливым. Но ведь даже такое жюри не сможет ничего возразить против хорошо сданного экзамена: именно в таком состоянии духа вы должны находиться. И если, несмотря ни на что, вы потерпите неудачу, все равно не падайте духом.

Используйте эту ситуацию для того, чтобы устранить свои недостатки. Держитесь с достоинством и не обижайтесь, и тогда, вполне вероятно, если в вашей неудаче виновато жюри, то его членам станет стыдно.


Если же вам будет присуждена степень, которую вы не заслуживаете, то считайте, что вы получили её только потому, что вам хотели показать, что впредь все возможности развития для вас закрыты. И напротив, если вам было отказано в присуждении степени, это надо понимать, как требование проделать как можно более глубокую работу.

Поведение кандидата после сдачи экзамена на дан


Каждый испытывает радость, когда успешно сдаёт экзамен на дан.

Но это вовсе не причина для того, чтобы выходить из додзё без поклона или чтобы от радости обниматься, принимая поздравления прямо на татами. Такое поведение не может поощряться.

Сдать экзамен на степень и выиграть соревнование - это две вещи, совершенно различные по своей природе.

Первое, что нужно сделать, это поблагодарить членов жюри, а затем своего учителя и своих сэмпаев.

Только после этого наступает момент, когда можно разделить свою радость с друзьями. Во Франции, ученики, только что успешно сдавшие экзамен, устраивали своим учителям и друзьям небольшой банкет в баре и, не колеблясь, откупоривали бутылку шампанского. Конечно, это может оказаться накладно в материальном отношении, особенно для молодых, но разве не существует другой возможности продемонстрировать свою благодарность и предложить, например, аперитив, чтобы отметить такой случай?

Если и это тоже чрезмерное требование, то можно, по крайней мере, просто каждому сказать спасибо. Конечно, успеху на экзамене мы в первую очередь обязаны напряженной работе и личной настойчивости, но также не следует забывать о помощи, которую мы получили от своего преподавателя и от своих сэмпаев, а также о той моральной поддержке, которую нам оказывали наши товарищи по работе.

Так что следует воспитывать учеников и в этом смысле тоже. Очень хорошо, если вы слышите замечания, касающиеся вашего поведения во время экзамена, и стараетесь узнать мнение своего преподавателя и старших учеников, чтобы создать правильную основу для своей работы.